?

Log in

No account? Create an account

Любитель жизни (и спорта) из Сан Франциско


Previous Entry Share Next Entry

"Загнивание капитализма" - записки эмигранта

Часть 1: Точка отсчёта.

Мне, чтобы описать современное американское реалити, нужно отмотать время назад в 1994 год. Для меня это точка отсчёта - так как это дата моей эмиграции. Собственно тогда я даже не знал ещё что это эмиграция, так как просто приехал учиться. Не скрою - желание остаться несомненно было, посколько и тогда и сейчас специалисту в области химии самореализоваться на 100% можно только в США. Органическая химия как наука в США это всё равно что НБА для баскетболиста. Если ты играешь в какой-нибудь европейской лиге и чего-то там стоишь, и при этом не мечтаешь когда-нибудь выйти на площадку НБА то ты лох...

Так вот - в 1994 году меня в США покорили и сделали фанатом этой страны несколько факторов. Начну не с материальных а с моральных.

Первое это конечно чистый и искренний как слеза комсомолки патриотизм. Любовь к своей стране у американцев включала любовь к её природе, погоде, соседям, коллегам, армии и правительству, копам и пожарникам, добрые насмешки над чудаком-президентом и чудаками в местной мэрии, и конечно же к Богу.

Второе что хочется упомянуть это вера в справедливость, в то что "система" (Бог?) всегда награждает сильных духом и трудолюбивых - знаменитая протестантская этика.

Третье это терпимость к чужим недостаткам, особенностям, и умение видеть каждый стакан наполовину полным. Что касается материального аспекта то приходит на ум слово "защищённость". Хлеб с маслом (а на праздник ещё и индейка!) были абсолютно у всех, кроме может быть наркоманов и отпетых тунеядцев, хотя конечно как всегда кто-то ездил на новой машине, а кто-то на старой - не без этого. Возможность заработать больше денег чем есть у тебя конкретно сейчас тоже была у каждого. Справедливости ради надо сказать что давался каждый следующий доллар немножко тяжелее чем предыдущий, но если ты образованый чел, то поискать другую работу или найти заработок на стороне (в моём случае - частные уроки химии двоечникам) не представляло большого труда.

А ещё было в воздухе что-то вообще непередаваемое... Какая-то вера в светлое будущее, что придёт время и вообще не будет ни бедности, ни неизлечимых болезней, ни войн в мире...

Часть 2: Изменения до... узнаваемости!!

За какие-то 20+ лет Америка изменилась до неузнаваемости. Точнее не так.... Она мне стала напоминать что-то знакомое до боли! Она мне стала напоминать брежневский застой. Нет, конечно аналогии между любыми двумя предметами/явлениями всегда заведомо хромают, от этого никуда не деться. Однако проведение аналогий есть один из основополагающих человеческих инстинктов. Это способ выжить. Распознать змею среди камней по подозрительной повторяемости чёрных и белых пятен.

"Хагар не стал с утра молиться духам, потом он съел зелёные ягоды, потом у него три дня был понос, и потом он умер. Это значит что с утра нужно всегда молиться духам!" - или что-то в этом роде.

Пушной зверёк всегда подкрадывается незаметно, и когда именно Америка из молодой духом державы полной энтузиазма типа нашего СССР 30-х годов ("Нас утро встречает прохладой!...") превратилось в ревматического старика типа того же СССР но уже 80-х ("Скованые одной цепью...") я признаться не знаю. Давайте оставим за скобками вопрос "почему" и сосредоточимся чисто на жизнеописании.

Итак, что мы имеем сегодня. От патриотизма не осталось и следа. Если кто-то сегодня ещё машет флагом, то это мне напоминает несдающийся гордый "Варяг". В массе утрачена вера в систему, в то что справедивость может востержествовать на этом свете. Если послушать народ на улице, то политики коррумпированы абсолютно все. Этого однозначно не было в 1994. "Копы - расисты и вообще садисты". "Пожарники зажрались - какого хрена они выходят на пенсию в 45 лет с сохранением 100% зарплаты и соц. пакета, и начинают новые карьеры или свой бизнес, и живут потом на 2 зарплаты?". "Учителя держат детей в заложниках своих корпоративных интересов". В армии катастрофические недоборы и туда уже берут всех подряд, включая нелегалов (в обмен на легализацию).

Что касается веры в завтрашний день, то по последним опросам большинство считает что в будущем их дети будут жить хуже чем они сейчас. Вдумайтесь. В Америке, Карл! Честно говою - лень искать ссылку на этот соц. опрос, но он в своё время наделал шороха.

Обама действительно кое-как вывел экономику из пропасти Буша-старшего вбухавшего триллионы в Ирак и сократил-таки безработицу. Однако на поверку выясняется что каждый раз когда человек теряет работу новая работа платит в среднем на 20% меньше. Это при инфляции. Плюс, что совсем позор, безработица сократилась частично за счёт того что люди (чаще - женщины) тупо бросили искать эту самую работу и смирились с ролью домохозяйки или пенсионерки (в зависимости от возраста).

Выкупил Обама акции Ford и General Motors и спас работу сотням тысяч рабочих (что российское правительство годами так нелиберально, недемократично делало с АвтоВАЗом) - спасибо ему за это. Из настоящих, свежесозданных рабочих мест большинство оказалось в госсекторе, то есть выражаясь недемократически мы плодим чиновников...

Курьёз... Возрос % девушек воспринимающих проституцию как честный способ заработка. Вам это ничего не напоминает, уважаемый коллега?

И вот, таксказать, "контрольный выстрел в голову": на рынке стал возникать дефицит товаров и услуг. Нет, общество потребления никуда не делось, и до нашего 1986 года ещё очень далеко. Хотя... Зачеркните "очень". Скажу лучше так - пока не предвидится. Всё-таки аналогии никогда не 100%. Хотя те кому за 40 подтвердят - даже в СССР в 80-е полки тоже формально не были пустымы. Локальные дефициты приходили и уходили.

Дефициты в Америке возникают за счёт 2-х факторов - (1) сокращение инвентории (есть такое слово в русском?) и (2) "неравновесные состояния" выражаясь языком физики. Начну с (1): магазины закупают оптом и держат на полках меньше добра чем раньше. Если раньше в Safeway стандарно лежали 4 вида молока каждое в исполнении 4-5 фирм, то теперь в 8 часов вечера (после того как войско Мамая прошло с работы домой) можно 2-х % не найти вообще или найти только дорогущее "органическое" по цене за литр как за галлон обычного. Чем это объясняется? Я не экономист, но на ум приходят уменьшение оборотного капитала и нетерпимость к коммерческим рискам.

Ещё хуже с мебелью и всякими домашними мелочами типа кофеварок. Этого добра теперь вообще практически нет в свободной продаже, и всё нужно заказывать через интернет, где нет возможности потрогать руками и возвращать по почте это целый гемморой. (Ирония - тут как раз пригождается потерявшая работу жена-домохозяйка))))

Ещё один момент - сокращение номенклатуры товаров (опять-таки если я правильно употребляю этот термин). По-простому, сокращается выбор, причём идёт расслоение рынка на непрерывно дорожающие качественные вещи и дешёвое дерьмо с продолжающим падать качеством.

Теперь о пункте (2). Одни люди хотят работать, и производить товары. Другие люди хотят покупать качественные товары по доступным ценам. Казалось бы - благославляю вас дети мои, аминь! Но не всё так просто... В современной Америке создать успешный бизнес, особенно производство, не просто. Взяв на работу человечка ты должен купить ему дорогущий соц. пакет, и уволить его очень и очень трудно. Осечка при увольнении может стоить тебе весь твой бизнес. Ещё при наборе на работу ты должен соблюсти права меньшинств. Поверх этого с тебя дерут налоги на планируемую прибыль и мучают охраной труда. Если у твоего работника на работе заболит спина, то он становится почётным пенсионерам за твой счёт. Я ничего не придумываю - я каждый вечер гуляю с собаками с другом-предпринимателем у которого свой оптовый магазин цветов в Сан Франциско.

Гораздо удобнее вынести свой бизес в Китай. Там нет охраны труда и соц. пакетов, ты можешь увольнять и набирать сотрудников произвольно. Фирму при этом лучше зарегистрировать в Ирландии, а прибыль перечислять в оффшор на Багамах. При этом американскую часть бизнеса лучше бугалтерски оформить как убыточную чтобы не платить налоги. Но это как говорится, не для всех... Хотя именно такие предприниматели и покупают сенаторов и конгрессменов.

Простите, они лоббируют, я просто недемократически выразился. Я часто стал недемократически выражаться последнее время... Если же у Вас бизнес физически привязан к дому, ну, к примеру ресторан, на работу лучше взять нелегалов которые не посмеют пикнуть, и неважно сколько американцев пососедству томятся без работы. Вам это тоже ничего не напоминает?

Пожалуй стоит выделить в отдельный пункт дефицит медицинских услуг. Это производное одновременно (1) и (2). Американская Медицинская Ассоциация искуственно поддерживает дефицит врачей за счёт отказа от аккредитации иностранцев и поддержание лицензированых мест для обязательной резидентуры на очень низком уровне. Это ускусственно завышает зарплаты в отрасли; может быть не до уровня российских футболистов, но принцип тот же что и с лимитом на легионеров. Похожая ситуации с медсёстрами (хотя последнее время пошли подвижки, в основном за счёт разрешения на иммиграцию филлиппинским медсёстрам) и с фармацевтами. Кстати, если американские врачи могут вот так открыто отказать в работе иммигрантам, то почему не могут другие профессии?

Причём речь идёт не только о каких-то там африканских или латиноамериканских врачах, непонятно где и как получивших дипломы. Даже не о китайских врачах, к которым бы я кстати спокойно пошёл - их там учат будь здоров, и в основном по советской системе. Работать в США врачом без надлежащей аккредитации и правильной резидентуры (которых как я говорил практически невозможно добиться) не может даже англичанин из Кембриджа или Оксфорда.

Часть 3: Что день грядущий мне готовит?

Не мировую революцию с последующей диктатурой пролетариата, хотелось бы надеяться... Но неудовлетворённость масс будет искать какие-то вентили. Как вариант - выборы протестных политиков, возможно уличные волнения, может быть массовые забастовки. Кстати о забастовках - для эффективных забастовок нужны сильные профсоюзы, а их американцы лишились (за исключением авто-индустрии, но она самая зависимая от подачек и сидит сейчас на жопе ровно), а начался этот сразу после распада СССР. Вот вам и логика...

Честно говоря, я даже не уверен до конца что мы в США уже по-настоящему "дошли", достигли точки кипения. Скорее нет. Всё-таки средний класс ещё до конца не изжит, верхи местами кое-что реально могут, а низы пока не знают чего хотят. Плюс нет идеи, какого-то видения, чем всё это можно было бы заменить. Коммунизм - это ещё по прежнему не комильфо, радикальный ислам тоже на любителя, есть только тоска по капитализму с человеческим лицом, даже если это лицо сердитое как у Трампа. Или как у Путина)) (Кстати ВВП в Америке популярен, особенно у сторонников Трампа, да и не только у них. Даже девочки-подружки дочери в старшей школе заказывали мне футболки с Путиным когда я летел в Москву).

Кстати насчёт идеи - наши тут недавно закопошились, что-то насчёт национальной идеи. Среди интеллигенции началось предсказуемое бурление говн которое возникает каждый раз когда кто-либо из приближённых к Путину лиц открывает рот. А вот я лично считаю что пришло время предложить народу какую-то экзистенциальную философию, что-то кроме привычного "кризисного управления". Так что пусть наши политики дерзают.

Так какой же мой прогноз на будущее в США? Мы сейчас на конец 2016 года находимся на некоем гребне экономической волны. 2008 год был низкой точкой, и мы какое-то время худо-бедно, в основном за счёт госсубсидий/печатного станка, но шли вверх. Гребень волны получился, как я уже писал выше, откровенно так себе... Интересно будет посмотреть как будет развиваться ситуация по мере вхождения в следующее пике...

Точнее, что значит "интересно"? Как в том проклятии: "Чтоб тебе жить в интересное время!" Следующие 4 года мне кажется многое решат. У Трампа есть какой-никакой кредит доверия, и у него есть большинство в Конгрессе, как и возможность назначить решающего 9-го судью на вакантную должность в Верховном Суде. Если ему удастся произвести коренные преобразования в обществе то кредит доверия народа к системе будет продлён.

Но это большое "если"... Как поёт Семён Слепаков - "А что, бля, если нет?" Вместо ответа на этот вопрос я скажу лишь что искренне надеюсь что к 2020 году наше Правительство закончит, как обещали, полное переоснащение Российской Армии. К той самой дате, к 2020. Как будто знали черти, а?


  • 1

"Загнивание капитализма" - записки эмигранта

livejournal November 29th, 2016
Пользователь stolbvoy_d сослался на вашу запись в своей записи «"Загнивание капитализма" - записки эмигранта» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Загнивание капитализма" - записки эмигранта [...]

expertfisherman November 29th, 2016

Отличный всё же пост!


red_white_sf November 29th, 2016
Спасибо, Waddle! Я его писал долго и мучительно.

(Deleted comment)
(Anonymous) November 29th, 2016
Да нет, первые 10-15 лет всё шло на ура, и лично у меня "американская мечта" выполнена - материально по крайней мере гражданство, работа, семья, дом, все дела. И тоска по Родине здесь нипричём. Просто в стране (США) стали происходить изменения в худшую сторону, причём с ускорением.

Скажите, Вы статью мою прочитали целиком? Неужели я так плохо раскрыл тему?

red_white_sf November 29th, 2016
Простите, забыл логин сделать))) - анонимный комментарий мой

(Deleted comment)
red_white_sf November 30th, 2016
Шопиться в Whole Foods это разорение.

Это то о чём я как раз и писал - вместо нормального 2% молока разорятся на такое же под маркой organic.

Скажите, Вам не кажется что Вы атакуете меня на личном уровне вместо того чтобы спорить с моей точкой зрения?

У некоторых людей Америка вне критики. Здесь сплошной нештяк, и так будет всегда. Надеюсь Вы не из их числа... Кстати, Вы сами-то здесь живёте или о Whole Foods только понаслышке знаете?

(Deleted comment)
red_white_sf November 30th, 2016
Я так сказал потому что Вы назвали мой пост "нытьём" - это переход на личности, нецивилизовано. Я критикую существующую систему как провальную, как когда-то при Брежневе критиковал совок.

Мы живём на 2 зарплаты в семье, причём хорошие, и мог бы быть доволен жизнью материально (хотя принципиально не хожу в Whole Foods - это выброс денег), и вести себя как пассажир на 5-м этаже Титаника (ну даже если нижние 4 утонут...) но я более дальновидный чем это...

Если Трамп не произведёт радикальных изменений то с растущим гос. долгом США это Титаник.

Да же если я буду О'Кей... Мне особенно обидно за молодое поколение, детей, у которых будет в будуем гораздо больше проблем.

(Deleted comment)
red_white_sf November 30th, 2016
Кормился мир? Точнее, убивали людей по всему миру, перевороты делали... Кормились может только элиты коррумпированые, но точно не простые люди.

Титаник не мой а наш с Вами общий - если Вы вообще в США, чего Вы не сказали.

Надеюсь на Трампа но... Один в поле не воин. Элиты заинтересованы в статус кво

klava_17 December 3rd, 2016
зря комменты удалили, наоборот интересно почитать разные точки зрения

red_white_sf December 3rd, 2016
Я никогда ничего не удаляю, это мог автор сам. Ничего особенно оскорбительного там не было, такого чтоб удалять. Но автор казался немного троллем - уклонялся/уклонялась от вопросов о себе, место жительства, и т д

klava_17 December 3rd, 2016
А.. понятно, просто слился бедняга:)

klava_17 December 3rd, 2016
трамп - тоже элита, просто из другой группировки

red_white_sf December 5th, 2016
Простите что долго не отвечал, занят был поуши... У меня постепенно вырисовывается мнение что Вы правы. Просто сколько раз я не верил что демократия берёт своё, столько раз разочаровывался.

Кажущийся всплеск демократии - это всего лишь игра элит на опережение.

klava_17 December 6th, 2016
Именно что игра элит...

red_white_sf December 6th, 2016
Моя любимая американская поговорка: be careful of what you're wishing for, you might just get it!

klava_17 December 3rd, 2016
Единственное радикальное изменение с долгом может быть только банкротство, а Трамп в этом деле собаку сьел:), или война, которая все долги спишет

red_white_sf December 3rd, 2016
Согласен, на экономию по варианту Чаушеску Трамп не пойдёт и Ваши 2 сценария наиболее логичны.

Вряд ли конечно банкротство, зачем всё без боя отдавать - уровень жизни, влияние?

klava_17 December 3rd, 2016
банкротство - это не все отдать... посмотрите на Трампа, ничего он не отдал, просто ему долги списали...

red_white_sf December 6th, 2016
Дефолт это всё-таки колоссальное потрясение... Инфляция сжирает долги тихо.

Вы не хотели бы купить квартиру в Москве по ценам 1991 года?)))))

hippy_end February 21st, 2017
Спасибо, прочел с большим интересом )

Ценю адекватность )

Правда, насмешили "любовью американцев к своей природе", конечно. Тех самых, что во время нефтяного кризиса семидесятых тут же разрешили гражданам рубить леса на дрова в национальных парках, а теперь проголосовали за Дональда Трампа, одним их ключевых пунктов программы которого является снятие любых природоохранных ограничений при добыче энергоресурсов ресурсов на территории США и их транспортировке

Пост утащу для своих читателей

А если интересны очевидные причины того, о чем Вы пишете, то вот - специально пришлось написать об этой "зоне умолчания" статью самому, поскольку ни в СМИ, ни даже в научных публикациях по теме мне ни разу не встретилось такой лежащей буквально на поверхности информации:
http://hippy-end.livejournal.com/253113.html
глобальный энергетический откат

Также всё это было с математической точностью рассчитано Вашими же нынешними согражданами из отдела системной динамики Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте (уровень, надеюсь, уже поняли) еще в далеком 1972 году в исследовании "Пределы роста":
http://hippy-end.livejournal.com/509186.html

С тех пор реальность и укладывается с завидным постоянством на расчетные кривые (сам проверял)

Так что, за эти 20 лет ставшая центром системы социума Америка успела ограбить постсоветское пространство (девяностые), переместить всё, что только можно, в Китай, ЮВА, Латинскую Америку (система снижала энергозатраты на реальное физическое производство) - к середине нулевых, - после чего возможности были исчерпаны

Нефтедобыча, даже абсолютная, в мире к 2008 году вышла на плато после предыдущего экспоненциального роста, с 2000-- мировая энергетика вообще держалась только на китайском угле (морально устаревших энергоноситель времен Промышленной революции 19 века), но теперь уже и угледобыча перестала расти...

И система начала перемещать свой центр с Запада на Восток - туда, где есть последние ресурсы (защищенные ядерными ракетами, РФ) и где сосредоточена реальная, физическая индустрия (Китай)

РФ-то сейчас в мире главный "энергетический донор", а США - напротив, главный "энергетический паразит":
http://hippy-end.livejournal.com/1122733.html

В общем, если будет интересно, специальная рубрика "Психологическая готовность" у меня ведется еще с 2009 года, а в последние годы появилась и дополнительная к ней рубрика "Энергоносители"

И еще есть просьба: френдить Вас я сейчас не могу, потому что лента забита под завязку тем, что мне нужно для ежедневного ведения журнала, - так вот, если вдруг у Вас будут еще аналогичные материалы о жизни в Америке, черкните мне, пожалуйста, ладно?

hippy_end February 21st, 2017
И отдельно о футболе - до 2014 года смотрел практически все матчи украинского чемпионата (а чемпионаты мира смотрел еще с 1966 года) и регулярно ходил на футбол. "Металлист" доходил до четвертьфинала Лиги Европы и до 2 места в первенстве, показывал отличную игру, и аншлаг на сорокатысячном стадионе был регулярным явлением

Теперь же - интерес пропал уже полностью, что и к лучшему, а то бы времени на журнал не хватило. Смотрю только Евро и ЧМ - все матчи, ну и финалы еврокубков )

"За какие-то 20+ лет Америка изменилась до неузнаваемост

livejournal February 21st, 2017
Пользователь hippy_end сослался на вашу запись в своей записи «"За какие-то 20+ лет Америка изменилась до неузнаваемости" или Конкретные наблюдения эмигранта» в контексте: [...] места жирным шрифтом Оригинал взят у в "Загнивание капитализма" - записки эмигранта [...]

baqz February 21st, 2017
Читаю в перепосте от hippy_end (у него дизайн удобнее для чтения, плюс он в ленте рейтинга). Вопрос -
>Обама действительно кое-как вывел экономику из пропасти Буша-старшего вбухавшего триллионы в Ирак

Точно старшего? Просто старший же был хз когда, в тыщадевятьсот-хренадцатом году, после него рулила куча народу?

red_white_sf February 21st, 2017
младшего конечно, очепятка, попрошу хиппи чтобы он поправил у себя... или самому поправить?

http://colonelcassad.livejournal.com/3318589.html#comments

(Anonymous) March 26th, 2017
"Израиль был проектом. Но они состоялись"
Родезия тоже "состоялась". Колонию "Израиль" ждет та же участь, и, полагаю, скоро.

  • 1